«Организация коррекционной деятельности учителя-логопеда в группе комбинированной направленности с ребенком с ТНР».

Статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья детям  посещающим группу комбинированной направленности присвоен по результатам психолого-медико-педагогического обследования ПМПК г. Назарово. В заключение городской ПМПК прописывается, имеет ли ребенок особенности в психическом развитии, нуждается ли создании условий для получения образования и является ли он ребенком с ОВЗ либо нет. Так же специалисты дают каждому ребенку индивидуальные рекомендации по организации образовательного процесса и созданию специальных условий для получения образования, а так же по организации психолого-медико-педагогической помощи, т.е. специалисты, помощь которых необходима ребенку.

Рассмотрим работу учителя-логопеда по рекомендациям ПМПК.

В первую очередь проводится логопедическое обследование с целью выявления речевых нарушений и трудностей в освоении образовательной программы.

Затем определяются основные направления для решения выявленных трудностей:

  • Коррекция и развитие всех компонентов речи.
  • Взаимодействие с воспитателями группы.
  • Взаимодействие со специалистами ДОУ.
  • Взаимодействие с родителями.

Каждое направление решает собственные задачи, которые в конечном итоге достигнут общую цель: преодоление и профилактика речевых нарушений в средней группе комбинированной направленности. Рассмотрим задачи каждого направления более подробно.

Задачи

  • Развитие словаря.
  • Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
  • Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи, работа над слоговой структурой слова).
  • Обучение элементам грамоты.
  • Развитие связной речи и речевого общения.

Для решения задач первого направления совместно с воспитателями группы составляется план работы и разрабатывается Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для ребенка с ТНР.

В основу Адаптированной программы для ребенка с ТНР берутся Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования, входящая в государственный реестр примерных программ, Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Колосок» и Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищевой.

Особенностью работы в группе комбинированной направленности является вовлечение в процесс логопедической работы  нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ с целью формирования взаимотолерантных отношений  в группе комбинированной направленности.
          Занятия с подгруппами детей провожу 2 раза в неделю. Длительность  занятия составляет 20 минут. Каждое занятие содержит 3-5 заданий или игры продолжительностью 4-5 минут. Темы занятий соответствуют еженедельному календарному плану по программе.  Индивидуальные занятия проводятся ежедневно. 
         Мое присутствие на прогулке и в групповом помещении  позволяет участвовать в «оречевлении» режимных моментов, живом общении с малышами, что приводит к быстрому установлению контакта с каждым ребенком, построению доверительных отношений.
         В ежедневные логопедические занятия по коррекции звукопроизношения, развитию словаря, связной речи включаются игры, помогающие развивать у детей чувство прекрасного, доброту, дружелюбие. Во время занятий  нормально развивающиеся дети помогают сверстникам с особенностями выполнять некоторые задания и упражнения. Логопед акцентирует внимание на том, что надо помогать друг другу, играть дружно, хвалит за помощь.

Взаимодействие с воспитателями:

При выстраивании единой системы взаимодействия с воспитателями решаются следующие задачи: 

  • выработка общей стратегии воспитания детей, согласование планов работы;
  • организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка;
  • оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и воспитателей;
  • повышение профессионального уровня.

Взаимодействие с воспитателями выстраивается следующим образом. Один раз в месяц запланированы встречи, на которых обсуждаются возникающие в ходе работы трудности, подводятся итоги уже проделанной работы, намечаются задачи на следующий месяц. Данные встречи позволяют скоординировать взаимодействие с воспитателями. При возникновении трудностей организуются так называемые «экстренные» встречи, ориентированные на решение конкретной возникшей в настоящее время задачи или проблемы.

На этом взаимодействие не ограничивается. Взаимодействие с воспитателями осуществляется в разных формах.

В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца  указываю лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляю фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь.

Педагоги группы совместно с логопедом подбирают рифмовки, потешки для воздействия на чувства ребёнка, развитие его восприимчивости к слову. Младший воспитатель группы, оказывая помощь в ходе различных режимных моментов, становится непосредственным участником коррекционной работы.

Еженедельные задания воспитателю включают следующие разделы:

— логопедические пятиминутки;

— подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

— индивидуальная работа;

— рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми,  рекомендую им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего,  рекомендую индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.

Взаимодействие со специалистами ДОУ:

Взаимодействие осуществляется через индивидуальные встречи и посредством тетради взаимодействия со специалистом. Музыкальному руководителю даются следующие рекомендации:  проводить работу по развитию фонематического слуха, развитию артикуляционной и мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией. Использовать на  занятиях  музыкально-дидактические игры, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях с учетом этапа работы. Так же музыкальному руководителю рекомендовано на занятиях осуществляет контроль за речью детей. Заранее и совместно обсуждается содержание речевого материала используемого на музыкальных занятиях, сценарии праздников и развлечений. Индивидуальную работу с детьми проводится по запросу логопеда.

Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре.

Инструктору по физическому воспитанию рекомендовано на занятиях использовать разнообразные упражнения и игры, направленные на развитие ритмизации движений, умение управлять собой, на снятие общей скованности, напряжения. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении, поэтому совместно с инструктором по физвоспитанию подобраны упражнения по развитию правильного физиологического и речевого дыхания. Для организации и проведения упражнений на координацию речи с движением подобраны  подвижные игры разной сложности. Инструктору по физ.воспитанию, так же как и муз.руководителю рекомендовано осуществляет контроль за речью детей, проводить подвижные игры на автоматизацию звуков, развивает моторные навыки с использованием пальчиковой гимнастики, совершенствовать просодические компоненты речи при помощи игр с подражательными элементами.


Взаимодействие с родителями:

Цель: объяснить родителям возможности ребенка и учить опираться на них, показать пути совместного обучения и преодоления нарушений у ребенка, показать родителям их значимую роль участия в коррекции недостатков и развитии всесторонней личности. 

В группе комбинированной направленности мы совместно со специалистами и воспитателями пытаемся  привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях.

В своей работе я использую методический комплект к программе Н.В. Нищевой, это комплект домашних тетрадей «Занимаемся вместе» с методическими рекомендациями для родителей. Эти пособия позволяют объединить усилия педагогов и родителей в воспитании гармонично развитой личности. Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома.

Так же самой востребованной и актуальной формой взаимодействия с родителями всегда является консультативно - просветительская деятельность.

Мы используем так же и другие формы взаимодействия с родителями.

  • Индивидуальные консультации и беседы.
  • Посещение родителями НОД и индивидуальных занятий.
  • Родительский уголок.

Данная работа позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего процесса, повысить общую грамотность родителей, познакомить родителей воспитанников с особенностями развития речи детей с речевой патологией и методами коррекционного воздействия.

Программа краткосрочной практики для детей

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 87 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.