Итоговое родительское собрание 2021-2022 учебный год "Охрана речевого развития"
Распространенные ошибки родителей
Тест для родителей: знаете ли Вы, как правильно развивать речь ребенка?
Статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья детям посещающим группу комбинированной направленности присвоен по результатам психолого-медико-педагогического обследования ПМПК г. Назарово. В заключение городской ПМПК прописывается, имеет ли ребенок особенности в психическом развитии, нуждается ли создании условий для получения образования и является ли он ребенком с ОВЗ либо нет. Так же специалисты дают каждому ребенку индивидуальные рекомендации по организации образовательного процесса и созданию специальных условий для получения образования, а так же по организации психолого-медико-педагогической помощи, т.е. специалисты, помощь которых необходима ребенку. Рассмотрим работу учителя-логопеда по рекомендациям ПМПК. В первую очередь проводится логопедическое обследование с целью выявления речевых нарушений и трудностей в освоении образовательной программы. Затем определяются основные направления для решения выявленных трудностей: Каждое направление решает собственные задачи, которые в конечном итоге достигнут общую цель: преодоление и профилактика речевых нарушений в средней группе комбинированной направленности. Рассмотрим задачи каждого направления более подробно. Задачи Для решения задач первого направления совместно с воспитателями группы составляется план работы и разрабатывается Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для ребенка с ТНР. В основу Адаптированной программы для ребенка с ТНР берутся Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования, входящая в государственный реестр примерных программ, Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Колосок» и Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищевой. Особенностью работы в группе комбинированной направленности является вовлечение в процесс логопедической работы нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ с целью формирования взаимотолерантных отношений в группе комбинированной направленности. Взаимодействие с воспитателями: При выстраивании единой системы взаимодействия с воспитателями решаются следующие задачи: Взаимодействие с воспитателями выстраивается следующим образом. Один раз в месяц запланированы встречи, на которых обсуждаются возникающие в ходе работы трудности, подводятся итоги уже проделанной работы, намечаются задачи на следующий месяц. Данные встречи позволяют скоординировать взаимодействие с воспитателями. При возникновении трудностей организуются так называемые «экстренные» встречи, ориентированные на решение конкретной возникшей в настоящее время задачи или проблемы. На этом взаимодействие не ограничивается. Взаимодействие с воспитателями осуществляется в разных формах. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца указываю лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляю фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь. Педагоги группы совместно с логопедом подбирают рифмовки, потешки для воздействия на чувства ребёнка, развитие его восприимчивости к слову. Младший воспитатель группы, оказывая помощь в ходе различных режимных моментов, становится непосредственным участником коррекционной работы. Еженедельные задания воспитателю включают следующие разделы: — логопедические пятиминутки; — подвижные игры и пальчиковая гимнастика; — индивидуальная работа; — рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала. Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, рекомендую им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, рекомендую индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков. Взаимодействие со специалистами ДОУ: Взаимодействие осуществляется через индивидуальные встречи и посредством тетради взаимодействия со специалистом. Музыкальному руководителю даются следующие рекомендации: проводить работу по развитию фонематического слуха, развитию артикуляционной и мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией. Использовать на занятиях музыкально-дидактические игры, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях с учетом этапа работы. Так же музыкальному руководителю рекомендовано на занятиях осуществляет контроль за речью детей. Заранее и совместно обсуждается содержание речевого материала используемого на музыкальных занятиях, сценарии праздников и развлечений. Индивидуальную работу с детьми проводится по запросу логопеда. Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре. Инструктору по физическому воспитанию рекомендовано на занятиях использовать разнообразные упражнения и игры, направленные на развитие ритмизации движений, умение управлять собой, на снятие общей скованности, напряжения. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении, поэтому совместно с инструктором по физвоспитанию подобраны упражнения по развитию правильного физиологического и речевого дыхания. Для организации и проведения упражнений на координацию речи с движением подобраны подвижные игры разной сложности. Инструктору по физ.воспитанию, так же как и муз.руководителю рекомендовано осуществляет контроль за речью детей, проводить подвижные игры на автоматизацию звуков, развивает моторные навыки с использованием пальчиковой гимнастики, совершенствовать просодические компоненты речи при помощи игр с подражательными элементами. Взаимодействие с родителями: Цель: объяснить родителям возможности ребенка и учить опираться на них, показать пути совместного обучения и преодоления нарушений у ребенка, показать родителям их значимую роль участия в коррекции недостатков и развитии всесторонней личности. В группе комбинированной направленности мы совместно со специалистами и воспитателями пытаемся привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. В своей работе я использую методический комплект к программе Н.В. Нищевой, это комплект домашних тетрадей «Занимаемся вместе» с методическими рекомендациями для родителей. Эти пособия позволяют объединить усилия педагогов и родителей в воспитании гармонично развитой личности. Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Так же самой востребованной и актуальной формой взаимодействия с родителями всегда является консультативно - просветительская деятельность. Мы используем так же и другие формы взаимодействия с родителями. Данная работа позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего процесса, повысить общую грамотность родителей, познакомить родителей воспитанников с особенностями развития речи детей с речевой патологией и методами коррекционного воздействия. Программа краткосрочной практики для детей
Современные технологии позволяют делать многие вещи интерактивными, то есть такими, в которых пользователь может принимать определённое участие. Интерактивным может быть дисплей компьютера, выставка в музее, видеофильм, школьный урок, театральный спектакль или даже книга. Способы достижения интерактивности могут быть совершенно разными. Так, если в видеофильм достаточно включить элемент компьютерной игры, то в случае с бумажной книгой читателю могут предложить перейти к той или иной странице, в зависимости от его пожелания или ответа на какой-либо вопрос. Новые современные возможности инициируют педагогов к решению образовательных задач разными путями, один из которых - применение интерактивного оборудование и интерактивных игр. Интерактивность – это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем – либо, или непосредственно с самим человеком, это - одна из характеристик диалоговых форм познания. Особенности интерактивного обучения Во-первых, интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приёмов. Во-вторых, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии детей со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого ребенка. Новое знание, умение формируются на основе и в связи с таким опытом. В-третьих, часто задания не предполагают одного правильного ответа, исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения. И тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте ребенка. В-четвертых, для интерактивного обучения характерна целенаправленная рефлексия участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия. В-пятых, интерактивное обучение направлено на изменение, совершенствование моделей поведения и деятельности участников образовательного процесса. В-шестых, в ходе интерактивного обучения дети учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать альтернативное мнение. В-седьмых, в ходе диалогового общения у участников формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств, они учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. При такой организации работы ребенок может не только выразить своё мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы «коллег», отказаться от своей точки зрения или существенно изменить её. Формы организации интерактивного взаимодействия: 1) Индивидуальная (каждый участник выполняет задание самостоятельно); 2) Парная (задание выполняется в паре); 3) Групповая (задание выполняется в подгруппах); 4) Коллективная или фронтальная (все участники выполняют задание одновременно); 5) Планетарная (группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем озвучивает свой вариант проекта; после этого выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект). Что же представляют собой методы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и педагогами-практиками разработано немало форм и методов групповой работы для обучения. Наиболее известные из них: - case-study (анализ конкретных, практических ситуаций); - интерактивные и ролевые игры: - «мозговой штурм»; - дискуссии и дебаты; - метод проектов; - метод ассоциаций. СЛАЙД № Для дошкольников более подходящими методами обучения являются игры. Интерактивные игры – это деятельность дошкольников под непосредственным руководством воспитателя, в процессе которой дети получают уникальную возможность научиться бесконфликтному и доброжелательному общению. Такое взаимодействие с детьми и позволяет повлиять на их настроение, отношение к себе и окружающим. Ребята получают возможность лучше узнать себя, свои ценности и приоритеты, стать более терпимыми, внимательными, частично преодолеть свои страхи, не чувствовать себя одинокими. Играя, они учатся простым жизненным правилам поведения в обществе, усваивают коммуникативные навыки. Целесообразно использовать эти игры в утренние, вечерние часы, в свободное время, как часть занятия. Не стоит путать интерактивную игру с ролевой или деловой. В первом варианте всем присуждаются определенные роли и ситуации, вторые направлены на развитие деловых качеств и навыков ведения переговоров. Интерактивные игры, в свою очередь, учат совершенно другому – конструктивному общению с окружающими. Отличительной чертой интерактивных игр является то, что они могут использоваться во всех образовательных областях. Среди всего многообразия игр для дошкольников с интерактивным элементом можно выделить следующие типы: Игры по мотивам сказок пользуются популярностью в детских дошкольных учреждениях. Такие постановки понятны малышам, ведь в них фигурируют персонажи, известные им с детства. На всякий случай перед проведением подобной игры нужно провести подготовительное занятие, которое напомнит детям о героях истории. Наводящие вопросы от учителя помогут малышам вспомнить сюжет и смысл сказки. Игры, знакомящие детей с окружающим миром. Для дошкольников берутся темы попроще: «Домашние животные», «Твердое-мягкое», «Кто живет в лесу» и т. д. Как сделать игру интерактивной? Для этого достаточно ввести в нее методы интерактивного обучения, которые приемлемы для дошкольного образования. Алгоритм создания игр Все интерактивные игры содержат определенный алгоритм, который необходимо соблюдать при создании сценария. В процессе игры дети должны следовать следующим пунктам: Получение знаний – перед уроком необходимо объяснить основы конструктивного общения, способы и пути достижения нужного результата. Анализ поведения других детей в ходе игры помогает ребенку осознать чужие намерения и развить сочувствие и эмпатию по отношению к окружающим. Затем ребенок должен выстроить стратегию достижения нужного ему результата и придерживаться ее во время интерактивной игры. Наконец, когда с помощью коллективных усилий и руководства воспитателя, цель будет достигнута, игра считается завершенной. Используя этот метод, можно придумать интерактивную игру для любой темы. Немного фантазии и творчества – и у вас будет готов уникальный метод воспитания ребенка. Виды игр: Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками – создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой понимается не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт. Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме: - Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.) - Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущения непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься. - Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции. В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников. - По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте – на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат). Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации.«Организация коррекционной деятельности учителя-логопеда в группе комбинированной направленности с детьми с ТНР».
Занятия с подгруппами детей провожу 2 раза в неделю. Длительность занятия составляет 20 минут. Каждое занятие содержит 3-5 заданий или игры продолжительностью 4-5 минут. Темы занятий соответствуют еженедельному календарному плану по программе. Индивидуальные занятия проводятся ежедневно.
Мое присутствие на прогулке и в групповом помещении позволяет участвовать в «оречевлении» режимных моментов, живом общении с малышами, что приводит к быстрому установлению контакта с каждым ребенком, построению доверительных отношений.
В ежедневные логопедические занятия по коррекции звукопроизношения, развитию словаря, связной речи включаются игры, помогающие развивать у детей чувство прекрасного, доброту, дружелюбие. Во время занятий нормально развивающиеся дети помогают сверстникам с особенностями выполнять некоторые задания и упражнения. Логопед акцентирует внимание на том, что надо помогать друг другу, играть дружно, хвалит за помощь.
Организация взаимодействия дошкольников через интерактивные игры в рамках реализации инклюзивного образования
Алгоритм проведения интерактивной игры